Вторая компания в твоем топ-5 – это Тинькофф. Расскажи, почему?
Тинькофф (LSE: TCS) стоит дороже Сбербанка, его уже оценивают как высокотехнологичную компанию, а не банк. Его основной бизнес – обслуживание ритейл-клиентов и комиссионный бизнес. Если взять любой классический банк, его бизнес делится на 3 части: корпоративный, ритейл, комиссионный. У среднестатистических российских банков корпоративная часть самая большая, занимает 70% выручки. У Тинькофф ее нет. Это самый дешевый бизнес с точки зрения оценки. Если оценивать по категориям, легче всего построить корпоративный бизнес, сложнее - ритейл, ещё сложнее - бизнес, который основан на взимании комиссии, куда вы не вкладываете капитала, а делаете удобную платформу и получаете комиссию. Для последнего варианта не нужен капитал – это важно. Тинькофф лидер в этой области, поэтому его оценивают выше, он стоит сейчас около 7 P/E, что совершенно точно недорого - и при этом платит дивиденды.
Плюс у компании серьёзная мотивация топ-менеджеров. Один из основных вопросов, который я всегда задаю, встречаясь с компаниями - это мотивация топ-менеджеров. Если люди начинают рассказывать истории, что она у них привязана к прибыли, добыче и т.д. - такое не интересует. А когда говорят, что привязана к котировкам акций, чётко понимаешь - люди мотивированы, чтобы сделать компанию более ценной и “продать” это рынку. Тинькофф – классический пример, банк выделил 6,5% акций на трёхлетнюю программу мотивации топ и мидл-менеджмента, собирается увеличить её. Я думаю, там хорошо это понимают и делают ставку на людей. Плюс это самый технологичный банк в России, я бы даже сказал, во всей Европе. Там отличное качество корпоративного управления, высокие темпы роста. Есть ещё потенциал, который мы рассматриваем в теории - компания может выйти на NASDAQ, где инвесторы лучше понимают технологический бизнес и готовы платить за него больше.
Это реальность или фантазия?
Наши компании уже есть в Америке, уже торгуются. В принципе, в Америку просто попасть. Если они туда попадут, то получат другой пласт потенциальных инвесторов, понимающих, как работают технологические компании. К сожалению, существует огромный разрыв между российскими и иностранными инвесторами. Те понимают, как оценивать технологические компании, наши - не очень. По этой причине Яндекс разместился не в России, а в Америке. Он чётко понимал, что в России его оценят не так, как он стоит, а в 2-3 раза дешевле.
Макроэкономика на Тинькофф влияет ещё сильнее? Это же розничный банк, для него качество кредитного портфеля - самое критичное.
Ты абсолютно прав. Но знаешь, как показал опыт 2008 года, розничные заёмщики платят лучше всего. Я вспоминаю банк Русский Стандарт в ситуации, когда всё рушилось и улетало в бездну, он просто прекратил выдачу новых кредитов, ждал, пока будут гасить старые. Фактически это его и спасло.
Тут аналогичная ситуация. Моё мнение - розничный портфель намного более диверсифицирован, качественен, чем портфель корпоративного бизнеса. Поэтому я и сказал, что розничный бизнес построить сложнее, он стоит дороже с точки зрения продаж. Продажа корпоративного бизнеса стоит 5 Р/E, а розничного - 15. Рынок считает так. Для него основная угроза – макроситуация. Если она будет резко ухудшаться, понятно, что вырастет просрочка, меньше будет прибыль – это первый момент. Второй момент – конкуренция. Мы понимаем, что в следующем году на рынке усилится конкуренция за ритейл-клиента. Она будет работать против Тинькофф. Но нужно понимать, что Тинькофф за время своей работы - больше 10 лет - накопил хорошую историю по своим заемщикам, у него лучшая на рынке модель. Другие банки лезут туда, где не до конца понимают, как работать. Моё личное мнение - большая часть банков не знает, как строить этот бизнес. Понятно, что сейчас они будут делать ошибки. Тинькофф эти ошибки уже прошёл за 10 лет.
Аргументы ЗА:
• лучшее корпоративное управление
• самые высокие темпы роста в отрасли
• потенциал роста в случае выхода на NASDAQ
Аргументы Против:
Наша рекомендация:
Перейти на источник инвестидеи - канал Alfa Wealth