- один из крупнейших в Казахстане банков, практикующий технологичный, инновационный подход к развитию бизнеса. У банка более 150 тыс. клиентов и около 300 тыс. выданных банковских карт. На 21 июля Банк Астаны занимал пятое место в Казахстане по числу онлайн-клиентов с долей рынка 5%.
Россиянам модель банковского бизнеса, реализуемая Банком Астаны, наиболее известна по Тинькофф Банку.
Цель Банка Астаны — к 2020 году довести базу клиентов онлайн-банкинга до 1 млн., а кредитный портфель для представителей малого бизнеса — до 4,5 млрд. руб. Для достижения этой цели банк создал уникальную стратегию, предполагающую развитие по четырем направлениям: наращивание доли карточного бизнеса, достижение лидирующих позиций в интернет- и мобильном банкинге, развитие онлайн-микрокредитования, а также создание и расширение партнерской сети.
Размещение на фондовом рынке Казахстана
29 июня текущего года на рынке акций Казахстана прошло первое за десять лет первичное размещение кредитной организации: IPO провел Банк Астаны. Изначально объем предложенных инвесторам акций для IPO составлял около 460 млн рублей, но из-за чрезвычайно высокого спроса было принято решение увеличить предложение до 1,2 млрд. руб. (с 6,4% до 17% общего объема акций). Размер переподписки превысил 2,5 раза. При этом стоимость бумаг пересматривать организаторы размещения не стали. Цена акции Банка Астаны на IPO была определена примерно в 211 руб., и за первый день торгов она повысилась на 4.8%
Финансовые показатели 2016 году активы Банка Астаны превысили 66 млрд руб. ($1 млрд),
а собственный капитал равнялся 7,5 млрд руб. Выручка компании за 2016 год составила 4,9 млрд руб. при среднем ежегодном росте в 100%
за последние три года. Чистый комиссионный доход в прошлом году находился на уровне 292,5 млн руб., притом что за 2015-й компания заработала 182,8 млн руб. Чистый процентный доход в 2016 году увеличился на 15%, достигнув 1,2 млрд руб. Маржинальность бизнеса составляет 24% за последний год, и это высокий показатель для банков.
Банк Астаны характеризуется высокими темпами роста активов. Свыше 50% с 2013 – 2016 гг, средний темп роста составил 62%. При этом ссудный портфель рос в среднем на 62% в год. В 2016 году темпы роста ссудного портфеля Банка замедлился до 30%. По итогам 1 полугодия 2017 года размер активов находится на уровне 56,1 млрд рублей. Мы связываем высокие темпы роста депозитной базы с развитием онлайн/мобильных каналов продаж финансовых продуктов,
также с хорошим ценностным предложением по карточным продуктам на фоне продуманной логистики доставки карт. Это можно проследить,
сопоставив темпы роста выпущенных карт и прироста депозитной базы с 2014 года. Банк Астаны планирует выпустить 500 тысяч карт в 2017
году и 1 миллион карт в 2018 году.
Причины для покупки:
1. Потенциал виртуального банка. Банк Астаны адаптирует элементы бизнес-модели Тинькофф Банка и на текущий момент нацелен на массовое распространение карточных продуктов среди населения. На наш взгляд, стратегия Банка Астаны по расширению присутствия на рынке карт и кредитования МСБ осуществима. На сегодня компания находится в фазе быстрого роста перед началом повышения прибыльности.
2. Расширение клиентской базы предполагает рост комиссионных доходов. Поднятие комиссий произойдет благодаря увеличению числа
пользователей карт и повышению уровня проникновения мобильного приложения и интернет-банкинга.
3. Инвестиции в IT-инфраструктуру и программные продукты. Софт, используемый для контроля риска и кредитного скоринга, позволит увеличить отдачу от активов на фоне их быстрого роста, что приведет к повышению ROE. Исходя из этих предположений, мы заложили относительно низкий уровень резервов на обесценение по кредитному портфелю после 2018 года.
4. Текущая ситуация. Бумаги банка недавно торгуются на бирже и не испытывали больших всплесков волатильности, скромно консолидируясь в узком ценовом диапазоне. Данному инструменту предстоит провести свойственные рынку «ценовые маневры», принимая во внимание дисконт к балансовой стоимости акции и фундаментальный потенциал ее роста.
Полная версия обзора