За более чем столетнюю историю технологическая компания IBM (NYSE: IBM) много раз перестраивала свой бизнес. Электрические табуляторы на заре создания, перфорационные машины позже, стрелковое оружие во время Второй Мировой, система противоракетной обороны и, наконец, начавшаяся в 1950-х годах эра компьютеров. Все преобразования вели к росту бизнеса IBM, и сейчас мы наблюдаем очередной виток развития гиганта, который переводит технологии в «облако».
Облако IBMIBM — это действительно глобальная компания. В письме ее генерального директора Джинни Рометти, адресованном инвесторам, приведена такая статистика: продукцией IBM пользуются 97% мировых банков, а в авиаперевозках,
страховом бизнесе и розничной торговли эта доля превышает 80%. В настоящий момент IBM фокусируется на том, чтобы перевести клиентов на облачные
технологии и систему Watson*.
Трансформация для IBM оказалась довольно болезненной, поскольку привела к длительному и последовательному снижению выручки по мере расширения
высокодоходного сегмента «программное обеспечение как сервис» (SaaS). Это стало причиной снижения цены акций компании в 2013–2016 годах. Однако
за последние два года продажи на стратегических направлениях бизнеса IBM, которые включают облачные, виртуальные и мобильные технологии, а также
аналитику и защиту данных, увеличились на $8 млрд. Они достигли $32,8 млрд в 2016 году, замедлив темпы снижения общей выручки, в которой они теперь
занимают 41%. Ожидается, что общая выручка компании вернется к росту, когда эта доля превысит 50%.
Облачные технологии все еще находятся на ранней стадии развития. На ближайшие несколько лет для SaaS прогнозируется рост, выражаемый двузначных числах.
Этот рост в основном обеспечат IBM, Microsoft, Google и Amazon — лидеры
данного бизнеса. В облачных сервисах IBM вместе с Microsoft и Google занимают
примерно одинаковые доли — около 20-25% рынка, уступая лидеру Amazon
с долей 40%. Вместе с тем IBM находится на ведущей позиции в ключевой
нише, которой является частная облачная среда с внешним размещением. IBM
сфокусирована на крупных корпорациях с управляемыми облачными сервисами.
Компания также обладает очень сильными позициями в аналитическом сегменте
со своей системой Watson. Только он один принес компании $19,5 млрд в 2016
году с операционной маржой 30,5%.
Развитие этих стратегических направлений в ближайшие годы обеспечит не
только рост выручки компании, но также увеличение операционной маржи.
Акции IBM сейчас торгуются с отношением к прибыли около 14, и оно еще
некоторое время останется на этом уровне в переходный период, когда снижение
выручки остановится, перед тем как она начнет двигаться вверх. Именно
это время представляется выгодной точкой для входа в акции IBM. Учитывая
дивидендную доходность более 3%, акции IBM являются очень привлекательной
и перспективной идеей вложения средств для дальновидных инвесторов.
Полная версия