РЖД - естественная монополия, в собственности которой находится третья по протяженности в мире железнодорожная сеть и смежная инфраструктура в России. Эмитент входит в число крупнейших транспортных компаний мира (третье место в мире по объему грузооборота в сегменте ж/д перевозок) и является одним из самых крупных предприятий в России с количеством занятых около 800 тыс. чел. В собственности компании находятся почти все отечественные локомотивы, ее грузовой подвижной состав насчитывает около 200 тыс. вагонов. Единственный акционер - Российская Федерация, от имени которой полномочия акционера осуществляет правительство РФ.
Рейтинги и прогноз по рейтингам РЖД соответствуют суверенным: Ba1 от Moody's, BBB- от S&P и Fitch. Агентства Moody's и Fitch имеют "стабильный" прогноз по рейтингу эмитента, агентство S&P - "позитивный".
Компания является активным участником рынка долгового капитала. По состоянию на 31.12.2016 г. ее общий объем кредитного портфеля, включая банковские займы, рублевые облигации и еврооблигации, составил 905,3 млрд. руб. Около 40% общего объема кредитного портфеля приходилось на заимствования в иностранной валюте, 8% от общего объема портфеля - на краткосрочные заимствования (до одного года). Средний срок погашения кредитного портфеля РЖД составляет около 10 лет. Отметим, что данных ориентиров компания предполагает придерживаться и в дальнейшем.
Описание выпуска
В настоящий момент РЖД имеет 34 размещенных выпуска локальных рублевых облигаций общим объемом около 600 млрд руб. и три рублевых евробонда общим объемом 68 млрд руб. Компания активно рефинансирует свой долг, в том числе за счет размещения новых бумаг как на локальном, так и на внешнем рынках. Так, в 2017 г. уже были размещены 6 выпусков, включая выпуск серии 001P-02R и рублевый евробонд с погашением в 2024 г. Согласно планам менеджмента, эмитент продолжит активно размещать облигации в конце II кв. и в течение всего III кв. 2017 г.
Биржевой выпуск серии 001P-02R был размещен в конце апреля этого года, пополнив линейку бумаг с дальним сроком погашения (в мае был размещен еще один выпуск с погашением в 2037 г. объемом 15 млрд руб. и с купоном 8,4%). Итоги апрельского размещения следует признать успешными: выпуск был полностью размещен, в ходе премаркетинга РЖД ориентировали инвесторов на диапазон ставки 1-го купона на уровне 8,65-8,80% годовых, тогда как финальный ориентир составил 8,5% годовых.
На наш взгляд, выпуск имеет все шансы в скором времени быть включенным в ломбардный список ЦБ РФ. Отметим, что в линейке бумаг эмитента он характеризуется сравнительно высоким уровнем ликвидности.
Идея
В условиях смягчения денежно-кредитных условий отечественный первичный рынок остается богат на новые размещения, при этом спреды как к кривой ОФЗ, так и между доходностями бондов различного кредитного риска продолжают сужаться. Заметим, что, несмотря на рост новых размещений, по-прежнему ощущается некоторый дефицит ликвидных рублевых бумаг от высококачественных корпоративных заемщиков с дальним сроком погашения.
Мы выделяем следующие факторы инвестиционной привлекательности рублевого выпуска РЖД серии 001P-02R с погашением в 2037 г.: