Х5 Group (прежнее наименование X5 Retail Group) – крупнейшая по выручке (1978 млрд руб. в 2020-м) компания розничной торговли в России. Управляет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», а также развивает онлайн-сервисы «Vprok.ru Перекресток», 5Post, «Около». Объединяет свыше 18,2 тыс. магазинов в семи федеральных округах.
Операционные показатели
Компания расширила торговые площади на 2,8% с начала 2021-го и на 7,4% — за последние 12 месяцев. Наиболее интенсивный рост этого показателя (16,1% за последний год) наблюдался в сегменте «Перекресток», на долю которого приходится 12% от всех торговых площадей группы. При этом компания закрывала и переформатировала часть гипермаркетов «Карусель» в связи с резким паде- нием трафика и объемов продаж в период пандемии. Общая торговая площадь группы на конец 2-го квартала превысила 8 млн кв. м.
Еще одним позитивным операционным результатом является улучшение сопоставимых продаж: отрицательная динамика среднего чека (-9,3%) в полной мере компенсирована притоком покупателей (+14,7%). Уже можно говорить о том, что население постепенно возвращается к допандемическим потребительским привычкам: ходить в магазины стали чаще, при этом нет необходимости приобретать сразу большой объем товаров.
Кроме того, несмотря на восстановление офлайн-сегмента, операционные показатели онлайн-направления также улучшились: число заказов в сегменте экспресс-доставки выросло в пять раз, до 4,2 млн, а их объем – в четыре раза, до 6,8 млрд руб. (с учетом НДС). Макроэкономические и эпидемиологические факторы оказали разнонаправленное влияние на метрики компании. С одной стороны, отмечается ускорение продовольственной инфляции до 7,3%. С другой стороны, рост реальных заработных плат составил 7,8%. Кроме того, восстановлению трафика в офлайн-сегменте способствовали такие факторы, как увеличение количества вакцинированных и переболевших COVID-19, а также отсутствие жестких карантинных ограничений.
Финансовые результаты
В первом полугодии 2021-го выручка повысилась на 10,7% г/г благодаря росту сопоставимых продаж, рас- ширению торговых площадей и увеличению оборотов цифровых бизнесов на 105,7%. Вклад указанного направления в совокупный рост продаж составил 1,1%. Скорректированная EBITDA повысилась на 8,6%, до 133,4 млрд руб., а рентабельность составила 12,7%. Ухудшение рентабельности EBITDA обусловлено опережающим ростом расходов на персонал, аренду, а также коммунальных и прочих затрат на фоне низкой базы прошлого года, инфляцией, сложной ситуацией на рынке труда, а также увеличением убытка из-за пандемии COVID-19. Некоторые онлайн-сервисы пока являются операционно убыточными.
Чистая прибыль во 2-м квартале составила 14,2 млрд руб. По итогам полугодия этот показатель повысился на 20% г/г, до 22,6 млрд руб., что соответствует уровню рентабельности в 2,1%. Положительной динамике чистой прибыли способствовали сохранение финансовых расходов на прежнем уровне, а также рост операционной прибыли.
Наши прогнозы
Мы ожидаем, что в 2021-2022-м Х5 сможет поддерживать высокие годовые темпы роста выручки на уровне 10%, которые замедлятся до 6% лишь в 2023-м. Уровень чистой рентабельности также, на наш взгляд, будет улучшаться, поскольку факторы, обусловившие рост расходов в первом полугодии, носят разовый или временный характер. Доля онлайн-сегмента в выручке в 2025 году достигнет 4,6%. Мы прогнозируем, что на конец 2021-го выручка, EBITDA и прибыль Х5 составят 2,184 трлн руб., 263 млрд руб. и 33 млрд руб. соответственно. Компания предоставила объяснения относительно претензий, выдвинутых ФАС, и мы полагаем, что применение жестких санкций (в виде оборотных штрафов) в регионе крайне маловероятно. В рамках базового сценария мы прогнозируем снижение инфляции до 4% и рост продаж примерно на 10% в 2022 году. Целевой уровень по модели DCF в рамках базового прогноза составляет 3 873 руб., что соответствует потенциалу роста в 65% на горизонте 12 месяцев.