Meta Platforms (NASDAQ: FB) — это новое название компании Facebook, которая управляет крупнейшей социальной сетью в мире. В портфеле компании есть четыре ключевых продукта под брендами WhatsApp, Instagram, Facebook и Messanger, которыми ежедневно пользуются более 2,91 млрд человек. Цукерберг пошел дальше и решил создать новую экономику, которая может превзойти по стоимости мировой ВВП.
В конце октября основатель и генеральный директор Facebook Марк Цукерберг анонсировал ребрендинг компании и представил новое направление бизнеса. Лежащие в ее основе технологии дополненной и виртуальной реальности выведут развлечения, игры, социальное общение и рабочие коммуникации на новый уровень, который писатель-фантаст Нил Стивенсон еще в 1992 году назвал «Метавселенной».
Определение и перспективы метавселенной
Под этим термином понимают следующую стадию развития интернета, который объединит физическую, дополненную и виртуальную реальности в едином цифровом мире. В результате ребрендинга социальная сеть Facebook станет основой для наполнения метавселенной реальными пользователями, а созданные компанией очки виртуальной реальности Oculus — основным проводником в этот мир.
Несмотря на кажущуюся утопичность идеи метавселенной для некоторых людей, она предоставляет огромные возможности. Например, венчурный инвестор и СЕО Epyllion Мэтью Болл считает, что рынок метавселенной может достичь $30 трлн в течение следующих 15 лет. Это астрономическая сумма, поскольку она эквивалентна 35% всего мирового ВВП за 2020 год.
Один из авторитетнейших инвестбанков Morgan Stanley называет более консервативные, но не менее астрономические цели в $8 трлн, а основатель ARK Invest Кэти Вуд в присущей ей стиле окрестила метавселенную «будущим человечества», которая проникнет в каждую сферу жизни общества.
Наиболее оптимистичные прогнозы называет президент Nvidia. Он уверен, что метавселенная — это новая экономика, которая превзойдет по стоимости мировой ВВП ($85 трлн на конец 2020 года). Подобная оценка может показаться чрезмерно футуристичной, если бы не личность Дженсена Хуанга — соучредителя и руководителя самой успешной полупроводниковой компании в мире, капитализация которой выросла в 670 раз с момента выхода на IPO в 1999-м.
Роль Meta Platforms в создании метавселенной
Даже самый консервативный прогноз предполагает создание огромного рынка, на котором Meta Platforms может занять существенную долю. Компания является пионером этой отрасли, с 2014 года разрабатывая AR/VR устройства, операционную систему, платформу цифровой коммерции, а также среду для профессионального общения и развлекательно-игровой контент.
Переход Facebook на Meta Platform готовился как минимум семь лет, когда в 2014 году компания приобрела начинающего разработчика технологий виртуальной реальности Oculus. Сегодня Meta расширяет существующие возможности Oculus в играх на новые вертикали, включая коммуникации, СМИ и развлечения, образование и другие области. Учитывая широкие возможности применения, технология виртуальной реальности является более сильным кандидатом на роль следующей социальной и коммуникационной платформы, чем прежде было телевидение, мобильная связь и даже интернет вместе взятые.
Перспективы роста
Сегодня Meta Platforms практически не получает дохода от метавселенной. Сегмент «прочей выручки», который включает в себя бизнес по производству потребительского оборудования и не связанную с рекламой выручку, сгенерировал всего лишь 2,3% дохода за 9 месяцев 2021 года. Начиная с четвертого квартала компания начнет раскрывать в отчетности данные по сегменту Realty Labs. Вероятнее всего, в ближайшие 2-3 года, подразделение будет работать в операционный убыток.
Монетизация метавселенной
Ситуация изменится по мере набора «критической массы» — достаточного числа пользователей метавселенной. Как минимум, пользователям потребуется купить гарнитуру Oculus, которая сегодня стоит $299 с объемом памяти в 128 ГБ и $399 — с 256 ГБ. Исходя из начинки гарнитуры можно предположить, что сегодня компания продает Oculus по себестоимости, или даже в операционный убыток. Однако, когда объем пользователей достигнет хотя бы 10% от ежедневной аудитории соцсетей компании, Realty Labs будет генерировать стабильную прибыль и может стать Apple в мире AR/VR гарнитуры. Сценарий роста до 10% кажется даже несколько консервативным, учитывая огромные возможности метавселенной и размер аудитории компании, эквивалентной 38% населения Земли.
На покупке Oculus расходы потребителя не заканчиваются. Зачастую одновременно с гарнитурой приобретается соединительный кабель Oculus-ПК за $79, переносная сумка-чехол за $49, а также усовершенствованные крепления на голову, обеспечивающие улучшенную фиксацию, комфорт и вентиляцию подмасочного пространства стоимостью $129. В итоге средний чек за гарнитуру может доходить до $500 с пользователя.
Дистрибуция цифрового контента
Продажа оборудования для погружения в метавселенную — не главный источник выручки сегмента. Большую часть компания будет зарабатывать на продаже AR/VR контента: игры, ПО для виртуального рисования, подбора интерьера и проектирования домов, общения, обучения и бизнесс-коммуникаций. Сегодня значимая часть софта является оригинальным by Meta Platforms со средней ценой в районе $50 за комплект. Три-четыре игры и несколько приложений для творчества, развлечения и работы могут обеспечить компании еще $300-$500 в год потенциального дохода с пользователя.
Потенциал выручки
Перемножив расходы пользователей на количество потенциальных клиентов метавселенной через пять лет (300 млн человек — 10% от текущей аудитории компании), Meta будет зарабатывать $50-$75 млрд в год с дистрибуции девайсов и еще $90-$150 млрд в год — с продаж цифрового контента и ПО. Это в два раза больше текущих доходов компании от продажи рекламы. При этом, если за счет своей трехмиллиардной соцсети Meta Platforms станет доминирующей операционной системой для метавселенной, она сможет воссоздать функционал AppStore от Apple, где компания взимает 15%-30% комиссию за продажу любого софта и контента.
Другими словами, метавселенная открывает перед Meta Platforms звездные перспективы, которые обеспечат ей долгую траекторию роста. Главное — способность менеджмента и команды разработчиков достичь этих целей. Основатель и глава компании Марк Цукерберг известен как талантливый инженер и прозорливый бизнесмен, поэтому этот сценарий кажется вполне вероятным. К примеру, он один из первых глав крупных компаний признал появление мобильного интернета и в 2012 году изменил стратегию, сделав ставку на мобильные устройства. Этот поворот имел огромные последствия для Facebook, которая с того времени увеличила свои продажи с $5 до $112,33 млрд в год.
Учитывая недавнее формирование штата из 10 000 сотрудников в подразделение Reality Labs, можно предположить агрессивную экспансию Oculus уже в ближайшие годы. В конечном итоге успехи Meta Platforms в создании метавселенной могут стать сопоставимыми с успехом Apple после запуска iPhone и стать новым гипермасштабируемым центром формирования прибыли компании.
Действующий бизнес компании
Не стоит забывать о действующем рекламном бизнесе компании. Meta Platforms — это генератор кэша, который работает с операционной рентабельностью в 36% и, при выручке в $112,33 млрд за последние 12 месяцев, сформировал $35,81 млрд свободного денежного потока. При этом доходы компании растут невероятно быстрыми темпами — средний трехлетний коэффициент роста выручки и чистой прибыли составляет около 30%, а свободного денежного потока — 91% в год.
У компании настолько стабильный и огромный денежный поток, что на его фоне становятся незаметными даже капитальные затраты в исследования, разработки и развитие Oculus, объем которых составил астрономические $17,81 млрд. За эти деньги Meta Platforms может купить почти целый «Яндекс» или примерно половину «Газпромнефти». На счетах и балансе компании хранится $58,1 млрд наличных, а с учетом дебиторской задолженности покупателей размер денежной подушки Meta Platforms составляет $70,2 млрд, что уже достаточно для покупки целой «Роснефти».
Как показала отчетность за третий квартал, опасения инвесторов насчет снижения доходов компании из-за изменения политики конфиденциальности Apple на iOS 14.5, были чрезмерно завышены. Квартальная выручка и операционная прибыль выросли на 35% и 30% год к году соответственно, несмотря на снижение рекламных бюджетов некоторых заказчиков для соцсетей компании, установленных на iOS устройствах. Это стало возможным за счет примерно сопоставимого увеличения бюджетов для соцсетей, установленных на устройствах c OC Android и Windows.
Более того, обладая вниманием почти 38% жителей планеты, Meta Platforms имеет уникальные возможности в организации перекрестных продаж. Компании не нужно искать потребителя — достаточно уже имеющимся 2,9 млрд предложить новые конкурентные сервисы, услуги или товары. Будь это стриминговое видео, финтех-услуги или заказ и оплата пиццы непосредственно из WhatssApp — наличие собственной аудитории устанавливает конкурентное превосходство Meta Platforms на недостижимый для других компаний уровень.
Что в итоге
Текущий конценсус-прогноз аналитиков предполагает, что компания заработает $14,41 чистой прибыли на акцию по итогам 2022 года. Это означает, что акции Meta Platforms торгуются с форвардным Р/Е ~23. На сегодняшний день это самая низкая оценка среди технологических гигантов. Целевая цена аналитиков на акции Meta Platforms в 2022 году — $406,31, что предполагает 25% потенциал роста к текущим ценам.
Рекламный бизнес Meta Platforms настолько хорош и уникален, что при текущих оценках сам по себе становится интересен для инвестиций. При этом более долгосрочные цели компании предполагают ее трансформацию в крупнейшего технологического гиганта новой цифровой вселенной, объем экономики которой может конкурировать с мировым ВВП в физическом мире.