НМТП - точка опоры в море рисков

Тек. доходность
Могу заработать
Народный рейтинг
Драйверы:
Выручка за 2КВ2025 года составила 18,78 млрд рублей (+6,2% г/г)
Компания реализует привлекательную для инвесторов "прозрачную" дивидендную политику
По состоянию на 30 июня 2025 года отрицательный чистый долг компании составил 25,05 млрд руб., показатель "чистый долг/EBITDA" компании был равен отрицательным 0,48х
Диверсификация доходов позволяет компании демонстрировать относительно стабильные и сравнительно высокие показатели рентабельности и чистого денежного потока к выручке
08.10.2025
Активная идея

Драйверы


Выручка за 2КВ2025 года составила 18,78 млрд рублей (+6,2% г/г)
Компания реализует привлекательную для инвесторов "прозрачную" дивидендную политику
По состоянию на 30 июня 2025 года отрицательный чистый долг компании составил 25,05 млрд руб., показатель "чистый долг/EBITDA" компании был равен отрицательным 0,48х
Диверсификация доходов позволяет компании демонстрировать относительно стабильные и сравнительно высокие показатели рентабельности и чистого денежного потока к выручке


О компании


Группа НМТП является ведущим стивидорным оператором в России и занимает третье место среди европейских портов по объёму грузооборота. Группа НМТП насчитывает девять стивидорных компаний различной специализации, которые ведут свою деятельность в портах Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов.


В состав Группы НМТП входят два крупнейших по грузообороту порта России — Новороссийск на Чёрном море и Приморск на Балтийском море, что обеспечивает ей лидирующие позиции на российском рынке стивидорных услуг.


За I пг. 2025 г. показатель EBITDA эмитента увеличился на 7% относительно АППГ — до 31,013 млрд руб. Чистая прибыль компании за I пг. 2025 г. сократилась на 1,5% — до 21,553 млрд руб. Выручка составила 38,685 млрд руб. по сравнению с 38,618 млрд руб. в январе–июне 2024 года. При этом выручка НМТП за второй квартал 2025 года составила 18,78 млрд рублей, что на 6,2% больше, чем годом ранее. Рост выручки обусловлен индексацией тарифов на перевалку грузов и изменением структуры грузооборота. Влияние на финансовые показатели небольшого снижения физических объёмов перевалки экспортной нефти и нефтепродуктов было компенсировано повышением ставок и увеличением доли сравнительно высокомаржинальных сухих грузов.


Преимущества


Около одной трети доналоговой прибыли компании в I пг. 2025 г. обеспечено основным операционным бизнесом Новороссийского порта, прибыль от продаж которого составила 10,63 млрд руб. При этом более половины дохода — результат инвестиционной деятельности. Это дивиденды от дочерних, в основном — стивидорных компаний, которые в первом полугодии получили операционную прибыль в 19,07 млрд руб. Ещё около 14% прибыли сформировано за счёт чистых процентных доходов. По состоянию на 30 июня 2025 года отрицательный чистый долг НМТП составил 25,05 млрд руб., показатель «чистый долг/EBITDA» компании был равен отрицательным 0,48х. В условиях высоких ставок компания заработала на процентах 4,67 млрд руб. против 1,6 млрд руб. год назад. Несмотря на значительный рост капитальных инвестиций, процентные расходы остались незначительными — на уровне 0,32 млрд руб., увеличившись относительно АППГ лишь на 10%. Как показывает средне- и долгосрочная практика, обозначенная выше диверсификация доходов позволяет ПАО «Новороссийский морской торговый порт» демонстрировать относительно стабильные и сравнительно высокие для отрасли и для бумаг в нашем покрытии показатели рентабельности и чистого денежного потока к выручке.


Компания реализует привлекательную для инвесторов «прозрачную» дивидендную политику. Согласно стратегии развития НМТП до 2029 года, опубликованной в феврале 2020 года, компания будет направлять на дивиденды не менее 50% от чистой прибыли по МСФО, принимая во внимание размер свободного денежного потока. В 2015–2025 гг. реальная, рассчитанная с учётом потребительской инфляции в РФ, дивидендная доходность акций компании составила высокие для бумаг в нашем покрытии 2%.


Риски


Фактором риска является значительный рост капитальных инвестиций (CAPEX) эмитента. Компания реализует совместный проект строительства нового перегрузочного терминала в Новороссийске, который будет ориентирован на работу с сухими грузами объёмом оборота до 12 млн тонн в год. Его запуск запланирован на 2027 год. Оцениваем размер CAPEX эмитента в 2025–2027 гг. на уровне 20–25 млрд руб. ежегодно (против порядка 5–7 млрд в 2015–2023 гг.).


Разрабатываемая стратегия развития Новороссийского морского торгового порта до 2030 г. предполагает — с учётом сохранения существующей широкой номенклатуры грузов и привлечения новых клиентов — рост грузооборота группы до 167,8 млн тонн в год со среднегодовым темпом роста в 4%.


С учётом этой информации оцениваем среднегодовой прирост выручки и чистого долга к EBITDA компании на перспективу 2025–2032 гг. на уровне 15% и 25% соответственно. Полагаем данные прогнозы консервативными, однако они учитывают как тенденцию роста капитальных инвестиций, так и повышение внешних нерыночных и внутренних регуляторных рисков. Для сравнения, указанные показатели в 2013–2024 гг. равнялись порядка 11% и 37%.


Компания испытывает риски, связанные с регуляторным давлением на цены своих услуг.


Арбитражный суд Московского округа 23 сентября удовлетворил жалобу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ и полностью отменил решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции по иску ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к ФАС. Весной прошлого года ФАС возбудила в отношении НМТП антимонопольное дело из-за роста тарифов на перевалку чёрных металлов в порту Новороссийск. В мае 2024 года НМТП подал иск, в котором просил суд признать незаконным приказ ФАС о возбуждении дела.


С учётом информации, сопровождавшей правительственный проект бюджета на 2026–2028 гг., в том числе, к примеру, данных о том, что правление ОАО «РЖД» 29 сентября утвердило скидку до 50% на внутрироссийские и экспортные перевозки нефтепродуктов в 2026 г. в вагонах-цистернах отправлением с 250 станций российских железных дорог, полагаем, что это давление усилится в ближайшие годы.


Оценка дисконта — поправки на риски инвестиций в бумаги НМТП составляет 25%. Она учитывает сохраняющуюся на повышенном уровне (несмотря на наметившееся сокращение геополитической напряжённости между РФ и США) неопределённость, связанную с перспективами санкционного давления на бизнес экспортёров российской нефти, а также географической близостью Новороссийского торгового порта к зоне специальной военной операции (СВО).




ОРИГИНАЛ и ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ИДЕИ

Цена открытия
08 октября 2025
8.33 RUB
-1.68%
Текущая цена
online
8.19 RUB
+25.27%
Целевая цена
08 октября 2026
10.26 RUB

Инвесторы говорят

Отзывы наших пользователей