Драйверы
Обновление от 31.07.2023: инвестиционная идея ПОДТВЕРЖДЕНА
«Яндекс» во II квартале нарастил выручку на 55%
Консолидированная выручка группы «Яндекс» по US GAAP во II квартале увеличилась на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 182,5 млрд рублей. Скорректированная EBITDA в отчетном периоде снизилась на 4%, до 24,7 млрд рублей.
«Яндекс» представил сильные консолидированные результаты по итогам II квартала и впечатляющую динамику роста на уровне выручки по основным сегментам. При этом некоторое снижение EBITDA в годовом сопоставлении связано исключительно с эффектом высокой базы.
Напомним, что во II квартале 2022 г. данный показатель был у компании рекордным в истории, что во многом было связано с разовыми факторами.
Если говорить про II квартал текущего года, то основной бизнес «Яндекса» — бизнес-юнит «Поиск и портал» — увеличил показатель EBITDA на 43,7% (г/г).
Одновременно убыток сегмента «E-commerce, райдтех и доставка» оказался существенно ниже, чем в двух предыдущих кварталах.
Бизнес-направление «Плюс и развлекательные сервисы» во II квартале 2023 года вообще вышло на положительную скорректированную EBITDA впервые в истории.
В результате мы сохраняем позитивный взгляд на акции компании, и в ближайшее время планируем пересмотреть по ним целевую цену с учетом более сильных фактических показателей по сравнению с прогнозными.
В то же время мы понимаем, что несколько запутанная история с редомициляцией «Яндекса» в среднесрочной перспективе может по-прежнему оказывать сдерживающий эффект на рост котировок.
Обновление от 23.05.2023: инвестиционная идея ПОДТВЕРЖДЕНА
Совет директоров «Яндекса» изучит предложения от кандидатов на контроль в компании.
Совет директоров «Яндекса» на текущей неделе может собраться для обсуждения заявок претендентов на приобретение как минимум 51% акций интернет-компании, сообщает Bloomberg со ссылкой на источники. Стоимость такого пакета оценивается в $7–7,5 млрд.
Сразу отметим, Bloomberg ссылается на неназванные источники, поэтому достоверность данной информации остается под вопросом.
На данный момент многое в потенциальной сделке остается неясным (каким образом произойдет реорганизация иностранного холдинга, как произойдет оплата и по какой стоимости оценена вся компания).
Согласно Bloomberg, 51%-ый пакет «Яндекса» оценен в 560–600 млрд рублей, что подразумевает премию к текущей биржевой цене на MOEX почти в 36% (или около 12x EV/EBITDA’24, что на первый взгляд выглядит разумным мультипликатором, учитывая растущий профиль бизнеса даже без учета венчурных бизнесов).
Bloomberg также пишет, что данная оценка учитывает установленный властями 50%-ый дисконт для иностранных компаний, стремящихся уйти из России, что, в свою очередь, предполагает оценку в более чем 6000 рублей за акцию (т. е. по максимальной исторической стоимости, достигнутой в ноябре 2021 года), что в текущей ситуации необоснованно дорого.
Поскольку покупка «Яндекса» группой Потанина может быть стратегически оправданной, в том числе за счет потенциальной синергии IT-бизнеса с банком «Тинькофф», а сделка по выкупу может предполагать некую премию к биржевой цене, то рост котировок YNDX вполне логичен.
Тем не менее для миноритарных акционеров сохраняется слишком много неопределенности в данной истории и полноценное раскрытие стоимости YNDX возможно только после завершения сделки.
Обновление от 16.02.2023: инвестиционная идея ПОДТВЕРЖДЕНА
Выручка «Яндекса» в 4 квартале 2022 года выросла на 49%
Выручка «Яндекса» по US GAAP в 4 квартале 2022 г. выросла на 49% (г/г) — до 164,8 млрд рублей, чистая прибыль составила 7,06 млрд рублей.
Скорректированная EBITDA в годовом сопоставлении увеличилась в 1,8 раза — до 17,2 млрд рублей.
Мы оцениваем результаты «Яндекса» по итогам 4 квартала и всего 2022 г. как солидные.
Уход с рынка иностранных конкурентов, таких как Google и Meta Platforms (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ), стал главной причиной улучшения финансовых показателей ядра компании — сегмента «Поиск и портал».
При этом e-commerce, райдтех и доставка по-прежнему дают отрицательный вклад в консолидированную EBITDA, даже несмотря на хороший рост на уровне GMV (оборота).
Несмотря на уверенную динамику в годовом сопоставлении, скорректированная EBITDA «Яндекса» второй квартал подряд сокращается (после достижения максимума на уровне 25,7 млрд рублей в апреле-июне 2022 года).
Вместе с тем на фоне уверенного роста оборотов «Маркета» в следующем году возможен разворот указанного тренда.
Мы по-прежнему видим потенциал для значительного долгосрочного роста выручки «Яндекса» при последовательном улучшении эффективности и потому подтверждаем рекомендацию «Покупать» по акциям компании.
Обновление от 29.11.2022: инвестиционная идея ПОДТВЕРЖДЕНА
«Яндекс» планирует разделить бизнес на российскую и международную части.
Компания объявила, что Совет директоров (СД) холдинга Yandex N.V. приступил к стратегическому процессу рассмотрения вариантов реструктуризации группы в свете текущей геополитической обстановки.
Согласно релизу компании, группа планирует разделиться на российскую и международную части.
В России останутся поиск и рекламный бизнес, сегмент Mobility, электронная коммерция, услуги доставки, развлекательные сервисы, а также эксклюзивные права на использование бренда Yandex.
Ключевой актив «Яндекса» – поисковый портал, позволяющий зарабатывать на размещении рекламы в интернете и генерирующий основной денежный поток для холдинга. По итогам 9 месяцев 2022 г. на него пришлось 43% консолидированной выручки, а рентабельность по EBITDA составила внушительные 52%.
Далее по значимости следуют направления Mobility и e-commerсe, которые дают существенный вклад в выручку с долями 25% и 18% соответственно.
В результате реструктуризации все указанные активы планируется закрепить за российским юрлицом – ядро бизнеса «Яндекса» будет сохранено.
При этом в зарубежный контур войдут быстрорастущие, но пока убыточные бизнес-юниты, такие как беспилотные технологии, облачные вычисления, разметка данных и образовательные сервисы.
Данные активы продолжат принадлежать голландской материнской компании Yandex N.V., которая, как ожидается, будет переименована со временем. При этом российская структура должна остаться публичной и сохранить публичный статус на Московской бирже.
Как будет разделен акционерный капитал группы говорить пока преждевременно, поскольку процесс разделения бизнеса находится на самой предварительной стадии, и каких-либо деталей здесь компания не предоставила.
Исходная идея:
«Яндекс» представил сильные финансовые результаты за 3 квартал 2022 года
Бумага: YNDX
Рекомендация: Покупать
Потенциал роста: +47,81%
Консолидированная выручка группы увеличилась на 45,8% (г/г) – до 133,2 млрд рублей. При этом скорректированная EBITDA выросла с 5,6 млрд рублей в аналогичном периоде прошлого года – до 20,0 млрд рублей в 3 квартале 2022 г., с рентабельностью 15,0%.
Традиционно, ключевыми факторами роста мощных финансовых результатов «Яндекс» стали поисковые сервисы, Mobility и электронная коммерция.
Изменения в конкурентной среде на рекламном рынке из-за ухода ключевых соперников Google и Meta Platforms (признана экстремистской организацией, деятельность запрещена в РФ) – привели к увеличению доли рынка по сравнению c прошлым годом. Таким образом, доля «Поиска» достигла 62%, увеличившись на 2,7% (г/г).
Рекордная маржинальность сегмента (55,5%) была поддержана оптимизацией расходов и эффектом операционного левериджа на фоне уверенного роста выручки. Однако руководство ожидает, что маржа «Поиска» нормализуется до уровня ниже 50% в 4 квартале 2022 г. на фоне переноса некоторых расходов с этого квартала.
Менеджмент отметил, что рекламный рынок в России в целом стабилизировался после ухода международных рекламодателей. Бизнес в сегменте Mobility также продолжал демонстрировать хорошие результаты, благодаря устойчивому росту количества поездок (+24% г/г).
Электронная коммерция ускорила рост в связи с улучшением экономики подразделений и синергии между сервисами «Яндекса».
Выдающийся трехзначный рост выручки облачного подразделения сопровождался повышением эффективности и положительным эффектом масштаба, что позволило сегменту оставаться прибыльным второй квартал подряд.
Мы ожидаем, что дальнейшее расширение бизнеса Mobility будет способствовать повышению маржинальности группы, а сильное позиционирование «Яндекс Маркета» продолжит извлекать выгоду из быстрорастущего российского рынка электронной коммерции.
Доминирующее позиционирование «Яндекса» на ряде перспективных направлений, а также традиционно мощная IT-команда создают отличную базу для дальнейшего масштабирования бизнеса компании и активного развития экосистемы.