Сегодня сложно представить онлайн-переводы без PayPal или Webmoney. У этих систем на рынке есть сильные конкуренты, один из них —
Square (NYSE: SQ). В 2015 году компания провела IPO и теперь ее акции доступны для покупки.
Основа бизнеса Square — это платежные системы. Компания работает в B2B и B2C сегментах. В первом случае предлагая комплексные решения для оффлайн бизнеса, а во втором — переводы для физиков в мобильном приложении Cash App.
Оборудование
Компания предлагает кассовые аппараты, сами онлайн-кассы и различные ридеры для чипов NFC и карт.
Получается, что B2B сегмент имеет вертикальную интеграцию. Поэтому Square не нужны посредники и она может контролировать все процессы без потери маржи. Клиенту нет смысла подключать дополнительные сервисы, если все можно сделать в одном месте.
B2C сегмент
В B2C Square представлен приложением CashApp, которое начинало работу как провайдер переводов близким, а сейчас превратилось в необанк. Необанки — это стартапы, которые предоставляют финансовые услуги, но не имеют банковской лицензии. Вместо этого они используют ресурсы крупного банка. В редких случаях необанки могут получить банковскую лицензию и создать свою инфраструктуру (как это сделал Revolut)., Cash App пока остановился на первом шаге.
Драйверы роста бизнеса
Мы выделили 4 ключевых возможности для дальнейшего роста бизнеса:
- Экосистема продавцов и покупателей
Square — одна из немногих компаний в мире, которая обладает доступом в реальном времени к потребителям (через Cash App) и к бизнесам (через Square Register, решение для приема и обработки электронных платежей). В отличие от Square, Visa и Mastercard не могут взаимодействовать со своими клиентами напрямую, так как между ними находятся банки.
В будущем Square сможет проводить транзакции напрямую между бизнесами и пользователями Cash App. Устраняя посредничество банков, Square сможет существенно улучшить свою рентабельность. Сегодня Square выплачивает комиссии банкам за обработку платежей. Когда бизнес принимает платеж в размере 50 долларов, комиссия Square составляет 1,47 доллара (= 2,95%). Но в качестве чистой прибыли оставляет себе только 0,50 доллара или 1% от стоимости покупки. Проводя платежи напрямую между бизнесами и пользователями Cash App, Square могла бы снизить размер комиссии и получить конкурентное преимущество перед Visa и Mastercard. У B2B клиентов Square появится стимул максимизировать количество платежей через Cash App и минимизировать транзакции с дебетовыми и кредитными картами.
Экосистема Square имеет потенциал международного роста через сегмент B2B (Square Register), и через B2C (Cash App). Пока сервисы доступны только в США, Канаде, Японии, Великобритании и Австралии. Но мы уже нашли первые намеки на экспансию в новые рынки. В июле 2020 года Square начала поиск персонала на должность в службу поддержки клиентов со знанием итальянского языка, а в сентябре Cash App искали европейского операционного менеджера для Cash App.
В июне 2020 года Square купила испанский финтех стартап Verse (позволяет пользователям переводить деньги через мобильное приложение). Square заявили, что пока Verse будет развиваться дальше и вести независимую деятельность. Ключевое слово — пока. Возможно в будущем Verse превратится в Cash App Europe. Для развивающихся рынков у Cash App есть специальное предложение — биткойн. О нем дальше.
Square позволила пользователям Cash App покупать и продавать биткойн еще в 2017 году. Вероятно, что биткойн сыграет ключевую роль при выходе в новые регионы, особенно в Африку. Cash App может использовать криптовалюту для обхода фрагментированной и неэффективной финансовой инфраструктуры Африки и других развивающихся регионов. В этом случае регуляторы становятся главными рисками. Square придется всерьез подумать над такой проблемой международного регулирования, как борьба с отмыванием денег (Anti Money Laundering).
В октябре 2020 года компания Square объявила, что перевела 1% своих активов в биткоин. Компания купила 4709 монет за 50 миллионов долларов. С этого момента стоимость биткоина выросла в 3 раза. Дальнейший успех биткойна = успех Square. Также компания запустила инициативу Square Crypto: программу грантов для разработчиков и набор инструментов для дальнейшего развития криптовалют.
Cash App висит в топе американского App Store в категории Финансы уже давно. Долгое время был No1, но недавно его обогнал Robinhood (если вы следите за фондовым рынком, то понимаете почему). Мы выделили основные каналы привлечения новых пользователей:
- Раздача денег через Twitter. Каждую пятницу (Cash App Friday) тысячи пользователей постят свои Cash Tags (аккаунты в Cash App) и компания разыгрывает среди них 10.000 долларов. Как это работает? Пользователь видит твиты про раздачу денег, скачивает приложение, создает аккаунт и пытается получить $$$. Компания получает новых пользователей плюс подписчиков в Твиттере.
- Коллаборации с другими брендами. Например, Cash App стало партнером Burger King и последние объявили, что выплатят студенческий долг нескольким своим подписчикам. Почти 100.000 пользователей разместили свои Cash App Tags в Твиттере Burger King. Получается Win-Win-Win ситуация. Cash App получает новых пользователей, партнер — подписчиков в Твиттере, пользователи — деньги. Компания проводила похожие кампании с такими популярными музыкантами как Travis Scott и Lil B. Шах и мат, банки. Спонсорство огромного количества подкастов (включая самый популярный — Joe Rogan Experience). Подкаст выплачивает 5 долларов фанатам при создании аккаунта в Cash App, и жертвует 5 долларов на благотворительность. Компания также является основным партнером популярной в США киберспортивной организации 100 Thieves.
Финальные мысли
По мультипликаторам Square торгуется очень дорого и ситуация в ближайшее время вряд ли изменится. При инвестициях в компанию стоит подумать о перспективах развитиях Cash App. Приложение уже имеет около 7 млн. клиентов с дебетовыми картами, а это растущий рынок необанков. По прогнозам Grand View Research его объем вырастет на 30% в 2021 году и составит 47 млрд. долларов. Square сможет выиграть от этого роста если сфокусируется на банковской части бизнеса приложения. Это позволит зарабатывать на каждой транзакции физических лиц и увеличит выручку компании.