- Lockheed, как правило, считается оборонным предприятием высшего уровня, и у него действительно прекрасная «родословная» в области пилотируемых самолетов.
- Lockheed обладает очевидным опытом в области авиационных систем и производственного опыта.
- В свете быстро материализовавшейся экономики спроса Lockheed на самом деле выглядит довольно выгодно, торгуясь наравне с менее интересными аналогами, поэтому мы оцениваем его как «покупку».
Полезная информация часто не является общедоступной, а политизированная контрактная экономика бизнеса затрудняет его оценку. Таким образом, общение с отраслевыми экспертами является ключом к пониманию бизнеса. В ходе наших бесед с людьми, которые работали в сфере обороны, возникла ключевая тема, актуальная для инвесторов. Когда компания выигрывает повторные контракты с военными, особенно в определенных сегментах, они начинают «углубляться», собирая все больше и больше опыта для интеграции и итераций проприетарных систем для конкретных военных целей. Lockheed добилась этого в аэрокосмической отрасли, имея долгую историю заключения ведущих контрактов на пилотируемые самолеты, что оправдывает стоимость. Мы видим, что по сравнению с другими компаниями, с которыми она традиционно конкурировала, компания теперь является лидером.
Lockheed уже много лет расширяет свой бизнес по производству пилотируемых самолетов. С 2000 года доходы увеличились вдвое и по-прежнему опережают таких конкурентов, как Northrop Grumman.(NYSE: NOC ) сохраняя авиацию в качестве доминирующей части их доходов, при этом их бизнес в целом также увеличивается. В то время как Northrop заняла другие ниши в пилотируемых самолетах с бомбардировщиками и наблюдением, Lockheed продолжала доминировать в победах по флагманским контрактам, в конечном итоге обеспечив им ведущую роль в F-35, который является крупнейшей оборонной программой в мире. Достаточно беглого взгляда на историю контрактов с пилотируемыми самолетами, чтобы увидеть, как баннер Lockheed появляется гораздо чаще одновременно с их большей долей на рынке аэронавтики против NOC. Следует признать, что даже в недавней программе F-35 Northrop является важным партнером (так что они ни в коем случае не являются второстепенным игроком); тем не менее, роль Lockheed в качестве ведущего производителя в рамках F-35 сама по себе является следствием опыта проектирования, уже проявившегося в 2001 году. Теперь это инновационное преимущество материализовалось в их решающем лидерстве. Более того, как производитель, они также будут консолидировать свой опыт, будучи основным поставщиком этих самолетов и поставщиком многих деталей для самолетов.
Опыт Lockheed распространяется на все системы, которые могут быть включены в пилотируемые самолеты, такие как HUD и другие важные прошивки, которые делают их самолеты превосходными в военном отношении. Конкуренты также не могут воспроизвести этот опыт путем переманивания человеческого капитала или других средств, поскольку обычно работа в оборонных компаниях настолько децентрализована по структуре, что опыт становится новым качеством, охватывающим проектирование, интеграцию, производство и обслуживание системы.
Оценка
Мы утверждали, что концентрация внимания со стороны оборонных компаний создает преимущество за счет комплексного опыта. Поскольку Lockheed относительно не диверсифицирована, несмотря на свои размеры, она, безусловно, больше всех инвестирует в возможности для создания эффективных военных самолетов. Однако, по сравнению с гораздо более разнообразными конкурентами, это преимущество не отражается в относительных ценах.
Тот факт, что LMT и NOC в основном торгуются на одном уровне, является странным. NOC больше зависит от решений правительства США о военных расходах, поскольку их доля доходов из США на 10% больше, чем у LMT. Поэтому, если по этому поводу возникли опасения из-за Байдена, NOC следовало бы более резко сбрасывать со счетов. Кажется довольно очевидным, что рынок не назначает премию на основе совокупного опыта в своем сегменте аэронавтики, несмотря на интенсивность вложения человеческого капитала в бизнес Lockheed. Поскольку опыт является основным инструментом конкуренции в оборонном бизнесе, мы считаем, что LMT недооценивают свое выдающееся качество, которое не получает награды на рынках. Поскольку экспертные знания являются сложными и их трудно оценить и поскольку они нематериальны
Риски и выводы
Оборонные компании в целом всегда подвергаются риску политических шагов по сокращению военных расходов, при этом LMT очень подвержена влиянию правительства США, в частности, где среднесрочные перспективы расходов уже не такие хорошие. Тем не менее, LMT определенно является наиболее способным игроком в области пилотируемых самолетов, в сегменте, в котором они наиболее активно работают, причем только на F-35 приходится 30% их общего дохода. Их «родословная» в этом сегменте вооруженных сил США дает им достойную «премию», и поэтому мы бы оценили их как выгодную покупку.